Rzaeva Zhanna Vyacheslavovna

Researcher
Center for the History of Science and Archival Affairs

Tel.: (+375 17) 373 27 00
Е-mail: gannkarz@mail.ru

Родилась в 1976 году в г. Киеве. В 1996 году закончила Барановичский педагогический колледж по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», присвоена квалификация «Воспитатель в дошкольных учреждениях, учитель английского языка базовой школы». В 2005 году закончила Частное учреждение образования «Женский институт ЭНВИЛА» по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог, преподаватель психологии, сексолог». Специализация «Психология семейных отношений, сексология». С 2006 года по 2010 год обучалась в аспирантуре Республиканского института высшей школы по специальности «Педагогическая психология».

Трудовая деятельность:

  • с 1996 года учитель английского языка базовой школы ГУО «Гимназия №2 г. Барановичи»;
  • с 2005 года преподаватель кафедры психологии УО «Барановичский государственный университет»;
  • с 2011 года старший преподаватель кафедры психологии УО «Барановичский государственный университет»;
  • с 2019 года старший преподаватель кафедры психологии и физического воспитания УО «Барановичский государственный университет»;
  • с 2021 года научный сотрудник центра истории науки и архивного дела Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь.

Повышение квалификации:

  • Международный научно-методический семинар-тренинг «Подготовка проектов международного сотрудничества университетов и поиск финансирования для вузовских проектов и программ» на базе Учреждения образования «Барановичский государственный университет» (1 — 5 февраля 2011 г).
  • Курсы повышения квалификации «Диагностика интеллектуальных способностей учащихся методом “Векслера”» на базе УО «Республиканский институт профессионального образования» (27 — 31 января 2014 г.).
  • Курсы повышения квалификации «Разработка электронных и средств обучения и мультимедийных курсов» на базе УО «Республиканский институт профессионального образования» (13 — 24 июня 2016 г.).
  • Образовательный семинар «Формирование эмоционального благополучия в семье с ребенком с ОПФР» на базе Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (22 — 24 мая 2017 г.).
  • Образовательный семинар «Включение ребенка с ОПФР в коллектив в условиях инклюзивного образования» на базе Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (19 — 20 июня 2017 г.).
  • Образовательный семинар «Особенности работы с нарушениями поведения лиц с РАС» на базе Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (24 октября 2017 г.).
  • Обучающие тренинги «Проектный менеджмент» на базе УО «Барановичский государственный университет» (11 мая 2018 года.).
  • Курсы повешения квалификации на базе Учреждения образования «Барановичский государственный университет» по программе «Технологии арт-терапии в работе практического психолога» (21 — 25 октября 2019 г.).

Награды:
1. Грамота Министерства образования Республики Беларусь за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность, успешное руководство работами студентов — победителей XXIV Республиканского конкурса научных работ студентов (18.06.2018 г.).
2. Почетная грамота УО «Гимназия №2 г. Барановичи» в связи с Международным женским днем 8 Марта (05.03.2002г.).
3. Почетная грамота УО «Барановичский государственный университет» за добросовестное выполнение должностных обязанностей, положительную и безупречную работу, значительный вклад в развитие университета (БарГУ, 2014 г.).
4. Грамота УО «Барановичский государственный университет» за многолетний труд по подготовке и воспитанию квалифицированных специалистов-педагогов и в связи с Днем учителя (БарГУ, 2010г.).
5. Грамота УО «Барановичский государственный университет» за личный вклад в подготовку призера, получившего вторую категорию на Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь (БарГУ, 2012г.).
6. Грамота УО «Барановичский государственный университет» за эффективное руководство научно-исследовательской работой студентов (БарГУ, 18.01.2013г.).
7. Грамота УО «Барановичский государственный университет» за высокие достижения в научно-исследовательской и учебно-методической работе, руководство Школой современного молодого педагога, организацию волонтерской деятельности студентов специальности «Практическая психология», усиление практико-ориентированной подготовки студентов, установление контактов с ВУЗами-партнерами (16 февраля 2018 года).
8. Благодарность за вклад в развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности факультета педагогики и психологии и в связи с Днем белорусской науки (19.01.2017 г., факультет педагогики и психологии БарГУ).
9. Благодарность отдела образования, спорта и туризма Барановиского райисполкома за помощь в организации и участие в слете приемных детей и воспитанников детских домов семейного типа «Я есть!» (Отдел образования спорта и туризма Барановичского райисполкома, март 2015 г.).
10. Благодарность Барановичской городской организации общественного объединения «Белорусское общество инвалидов» за активное участие в реализации социального проекта «Fortitude — сила духа», за высокий профессионализм, направленный на оказание психологической помощи и реабилитацию молодых инвалидов, проживающих в городе Барановичи (Барановичская городская организация общественного объединения «Белорусское общество инвалидов, 24.12.2013 г.).
11. Благодарность факультета педагогики и психологии УО «Барановичский государственный университет» за вклад в развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности факультета и в связи с Днем белорусской науки (19.01.2017 г).
12. Благодарность факультета педагогики и психологии УО «Барановичский государственный университет» за успешную организацию и руководство Школой современного молодого педагога факультета педагогики и психологии Барановичского государственного университета и в связи с Днем белорусской науки (январь 2018 г).
13. Благодарность факультета педагогики и психологии УО «Барановичский государственный университет» за участие в подготовке и проведении научно-практического семинара с международным участием «Актуальные проблпемы психологии: наука — практике» (21.12.2018 г).
14. Благодарность проректора по научной работе УО «Барановичский государственный университет» за организацию II Межвузовской олимпиады по психологии с международным участием «Ψ-Баттл -2019» и III Региональной олимпиады по психологии «Мир психологии» для обучающихся учреждений общего среднего образования (апрель 2019 г.).
15. Благодарстность факультета педагогики и психологии УО «Барановичский государственный университет» за многолетний продуктивный педагогический труд, творческий подход в решении профессиональных задач, внедрение научных инноваций в профессиональную подготовку специалистов и содействие росту имиджа университета в Беларуси и за рубежом (октябрь, 2019 г.).
16. Благодарность УО «Барановичский государственный университет» за организацию, подготовку и проведение VI научно-практического семинара с международным участие «Актуальные проблемы психологии: наука — практике» (06.11.2019 г.).
17. Благодарность УО «Барановичский государственный университет» за организацию 1-ой Республиканской олимпиады по психологии (18.04.2020 г.).
18. Благодарность факультета педагогики и психологии УО «Барановичский государственный университет» за высокий профессионализм в методическом сопровождении практичексой подготовки студентов, организации и проведения учебных и производственных практик на кафедре психологии и физического воспитания (секция психологии) (17.06.2020 г.).
19. Благодарность УО «Барановичский государственный университет» за подготовку работ II категории и III категории на Республиканский конкурс научных работ студентов и выпускников УВО — 2019 (29.01.2021 г.).
20. Благодарность факультета педагогики и психологии УО «Барановичский государственный университет» за популяризацию и достойное представление университета на Международных и Республиканских конкурсах и научно-методических работ и в связи с Днем белорусской науки (29.01.2021 г.).

Сфера научных интересов:

  • историческая психология;
  • основы этнопсихологии и антропологии;
  • развитие эмпатических способностей у специалистов помогающих профессий;
  • дифференциальная психология;
  • психология личности.

Публикации:
Имеет свыше 90 учебно-методических и научных работ, среди них:

Пособие с грифом учебно-методического объединения по педагогическому образованию в качестве пособия для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальностям профиля А-Педагогика:
1. Клещёва, Е. А. Подготовка молодежи к семейной жизни / Е. А. Клещёва, Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2016. — 125 с.

Учебно-методические публикации:
1. Клещёва, Е. А. Организация работы куратора группы со студентами: метод. пособие / Е. А. Клещёва, Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2010. — 126 с.
2. Курсовые работы по психологии: методические рекомендации для студентов пед. специальностей / сост.: Ю. В. Башкирова, Е. Ф. Нестер, Ж. В. Рзаева — Барановичи: РИО БарГУ, 2018. — Барановичи : БарГУ, 2018. — 54 с.
3. Методика преподавания психологии : метод. рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-03 04-03 Практическая психология и 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология заочной формы обучения / сост. Ж. В. Рзаева. — Барановичи : РИО БарГУ, 2009. — 22 с.
4. Методика преподавания психологии : метод. рекомендации по организации аудиторных учебных занятий в вузе / Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2012. — 48 с.
5. Методика преподавания психологии: метод. рекомендации по организации аудиторных учебных занятий в вузе / Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2008. — 48 с.
6. Психодиагностическая учебная практика : метод. рекомендации для студентов специальностей 1-03 04 03 Практическая психология; Практическая психология. Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд) / сост. Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2011. — 39 с.
7. Психологу, работающему с кризисными состояниями клиента : сб. метод. материалов для студентов учреждений высш. образования / сост. Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2012. — 80 с.
8. Псіхалагічная характарыстыка беларусаў: метад. рэкамендацыі / Ж. В. Рзаева. — Баранавічы: РВА БарДУ, 2007. — 48 с.
9. Рзаева, Ж.В. Развитие эмпатии у студентов педагогических специальностей: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Рзаева: РИО БарГУ, 2010. — 90 с.
10. Рзаева, Ж.В. Урок психологии во втором классе на тему «Эмоции» / Ж. В. Рзаева // Актуальные проблемы психологии. Наука — практике: информационный бюллетень. Под ред. Е.А. Клещевой. — Барановичи: РИО, 2015. — Вып. 1. — С. 39-47.
11. Рзаева, Ж. В. Кураторский экскурс в страну синеокую: Символика, менталитет, традиции : сб. метод. материалов для проведения кураторских часов / Ж. В. Рзаева. — Барановичи : РИО БарГУ, 2011. — 47 с.
12. Рзаева, Ж. В. Производственная (педагогическая) практика: практ. рук. для студентов специальностей 1-03 04 03 Практическая психология; 1-03 04 04 Практическая психология. Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд) / Ж. В. Рзаева — Барановичи: РИО БарГУ, 2013. — 98 с.
13. Учебная (ознакомительная) практика: метод. рекомендации для студентов специальности 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд) / сост. Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2010. — 35 с.
14. Эмпатия как компетенция специалистов помогающих профессий: метод. рекомендации для студентов пед. специальностей / сост.: Ж. В. Рзаева, Т. Е. Яценко. — Барановичи: РИО БарГУ, 2018. — 89 с.
15. Этническая психология и антропология: учеб.-метод. комплекс / сост. Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2009. — 220 с.
16. Яценко, Т. Е. Виктимология образования: в помощь практическому психологу: практ. пособие для студентов психол. специальностей / Т. Е. Яценко, Ж. В. Рзаева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2014. — 363 с.

Коллективная монография:
1. Формирование эмпатии у специалистов социономических профессий: коллективная монография / Т.Д. Карягина, С.И. Коптева, Н.В. Кухтова, Н.И. Олифирович, Ж.В. Рзаева, Т.Е. Яценко; под науч. ред. Т.Е. Яценко. — Барановичи: РИО БарГУ, 2018. — 264 с.

Статьи, опубликованные в изданиях, входящих в перечень ВАК:
1. Аладьин, А. А. Активные методы обучения как средство развития эмпатии у студентов педагогических специальностей / А. А. Аладьин, Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. в 2 ч. / под. ред. В. Ф. Беркова. — Минск. — Минск: РИВШ, 2011. — Ч. 2. — Вып. 11. — С. 78-84.
2. Рзаева, Ж. В. Место эмпатии в структуре профессиональных и личностных качеств педагога / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. / под. ред. В. Ф. Беркова. — Минск: РИВШ, 2009. — Ч. 2. — Вып. 8 (13). — С. 258-264.
3. Рзаева, Ж. В. К вопросу о формировании эмпатии как профессионально значимого качества будущего педагога в процессе прохождения педагогической практики // Ж. В. Рзаева // Навуковий часопис Национального педагогiчного универсiту iменi М. П. Драгоманова. Серiя №5. Педагогiчнi науки: реалii та перспективи. — Випуск 18: збiрник навукових праць / за ред. В.Д. Сиротюка. — К.: Вид-во НПУ iменi М.П. Драгоманова. — 2009. — С. 228-233.
4. Рзаева, Ж. В. Определение понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. в 2 ч. / под. ред. В. Ф. Беркова. — Минск. — Минск: РИВШ, 2013. — Ч. 2. — Вып. 13 — С. 205-212.
5. Рзаева, Ж. В. Особенности проявления эмпатии у студентов выпускных курсов педагогических специальностей / Ж. В. Рзаева // Навуковий часопис Национального педагогiчного универсiту iменi М. П. Драгоманова. Серiя №5. Педагогiчнi науки: реалii та перспективи. — Випуск 21: збiрник навукових праць / за ред. П. В. Дмитренка. — К.: Вид-во НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2010. — С. 174-179.
6. Рзаева, Ж. В. Особенности проявления эмпатии у студентов педагогических и психологических специальностей / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2. Вып. 9 (14) / под. ред. В.Ф. Беркова. — Минск. — Минск: РИВШ, 2010. — С. 311-316.
7. Рзаева, Ж. В. Формирование эмпатии у студентов с использованием методов активного обучения / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. в 2 ч. / под. ред. В. Ф. Беркова. — Минск: РИВШ, 2012. — Ч. 2. — Вып. 12. — С. 192-200.
8. Рзаева, Ж. В. Взаимосвязь аффективного компонента эмпатии и личностных свойств будущих педагогов в процессе прохождения практики / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сборник научных статей в двух частях. М. И. Демчук (гл. ред) и др. — Минск: РИВШ БГУ, 2015. — Ч. 2. — С.175-183.
9. Рзаева, Ж. В. Взаимосвязь эмпатии и личностных свойств будущих работников системы образования / Ж. В. Рзаева // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сборник научных статей в двух частях. О. С. Попова (отв. ред) и др. — Минск: РИПО, 2015. — Ч. 2. — С.194-200.
10. Рзаева, Ж. В. Взаимосвязь эмпатии с личностными свойствами у студентов педагогических специальностей / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. в 2 ч. / под. ред. В. Ф. Беркова. — Минск: РИВШ, 2014. — Ч. 2. — Вып. 14 — С. 212-217.
11. Рзаева, Ж. В. Практическая подготовка будущих педагогов-психологов / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сборник научных статей в двух частях. — Минск: РИВШ, 2016. — Ч. 2. — С. 211–219.
12. Рзаева, Ж. В. Развитие эмпатии у будущих педагогов во время прохождения практики / Ж. В. Рзаева // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сборник научных статей в 2 ч. / под общ. ред. Е. Л. Касьяник. — Минск : РИПО, 2014. — Ч. 2. — Вып. 4. — С. 193-200.
13. Рзаева, Ж. В. Роль практики в профессиональном становлении будущих педагогов / Ж. В. Рзаева // Навуковий часопис Национального педагогiчного универсiту iменi М. П. Драгоманова. Серiя №5. Педагогiчнi науки: реалii та перспективи. — Випуск 28: збiрник навукових праць / за ред. В. I. Гончарова. — К. : Вид-во НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2011. — С. 197-200.
14. Рзаева, Ж. В. Формирование у будущих педагогов аффективного компонента эмпатии с использованием методов активного обучения / Ж. В. Рзаева // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сборник научных статей в двух частях. — Часть 1. — Минск: РИПО, 2016. — С.166–175.
15. Рзаева, Ж. В. Формирование эмпатических способностей у студентов педагогических специальностей с использованием методов активного обучения / Ж. В. Рзаева // Вышэйшая школа. — 2015. — № 5. — С. 38-41.
16. Рзаева, Ж. В. Особенности эмпатии у будущих педагогов-психологов/ Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сборник научных статей в трех частях; редкол.: В. А. Гайсёнок (гл. ред.), В. Ф. Берков [и др.]. — Минск: РИВШ, 2017. — Выпуск 17. — Часть 3. — С. 317–324.
17. Рзаева, Ж. В. Особенности аффективного компонента эмпатии у будущих педагогов-психологов / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сборник научных статей в 3-х частях; редкол.: В. А. Гайсёнок (гл. ред.), В. Ф. Берков [и др.]. — Минск: РИВШ, 2018. — выпуск 18. — С. 3–10.
18. Рзаева, Ж. В. Эмпатические способности студентов педагогических специальностей / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сборник научных статей в трех частях; редкол.: В. А. Гайсёнок (гл. ред.), В. Ф. Берков [и др.]. — Минск: РИВШ, 2019. — Часть 3. — С. 289–296.
19. Рзаева, Ж. В. Структурно-содержательные характеристики эмпатии у будущих педагогов / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сборник научных статей в трех частях; редкол.: В. А. Гайсёнок (гл. ред.), В. Ф. Берков [и др.]. — Минск: РИВШ, 2020. — Вып. 20. — Ч. 3. — С. 310–317.
20. Рзаева, Ж. В. Взаимосвязь стиля руководства и эмпатии у административных работников учреждений образования / Ж. В. Рзаева, В. А. Некрута // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сборник научных статей в двух частях; О.С. Попова (отв. ред) и др. — Минск: РИПО, 2020. — №10. — Ч. 2. — С. 41–48.

Реализация научно-исследовательских и социальных проектов:

  • соисполнитель научного проекта «Психологическая компетентность и психологическая безопасность субъектов образовательного процесса» в Барановичи в соответствии с договором о сотрудничестве № 185у (средняя школа №20, 27.08.2012 г.);
  • соисполнитель научного проекта «Психологическая компетентность и психологическая безопасность субъектов образовательного процесса» в Барановичи в соответствии с договором о сотрудничестве № 187у (средняя школа №12, 27.08.2012 г.);
  • соисполнитель социального проекта «Fortitude — сила духа» по реабилитации молодых инвалидов, проживающих в городе Барановичи;
  • соисполнитель международного проекта «Развитие эмпатии в социономических профессиях» («БРФФИ — РГНФ», договор № Г15Р-028).