Братья Василий и Алексей Шевко

<< Вернуться к предыдущей статье
<< ВЕРНУТЬСЯ В НАРОДНУЮ ЛЕТОПИСЬ
Заместитель директора
Института истории НАН Беларуси
Федор Алексеевич Шевко
(г. Минск, 2022 г.)

В моем родительском доме в д. Малая Слободка Мозырского района Гомельской области на стене висел портрет младшего брата моего отца Шевко Василия Семеновича, 1918 года рождения, уроженца деревни Беседки Капоткевичского района Полесской, ныне Гомельской, области, и погибшего во время Великой Отечественной войны в 1945 году на территории Польши. Вот и все, что я знал про него. Мне постоянно хотелось побольше узнать о судьбе моего дяди. Отец также мало знал о судьбе своего младшего брата. О войне отец вообще особо много не любил рассказывать, и я знал лишь то, что во время Великой Отечественной войны отец воевал в партизанском отряде под командованием Сабурова.
Начиная с 2010 года я стал собирать информацию об участии в ВОВ моего отца Алексея Семеновича Шевко, 1914 года рождения, и моего дяди Василия Семеновича Шевко. Отец умер 23 ноября 1988 года. В семейном архиве остался военный билет отца, партизанский билет, половина листа его партизанской характеристики и его награды.


Военный билет А. С. Шевко


Из военного билета № 155040, выданного 21 декабря 1947 года, я узнал что отец в 1936 году был признан годным к нестроевой службе и зачислен в запас второй категории. В июне 1941 года был призван по мобилизации Мозырским РВК на военно-полевое строительство в качестве сапера, где и находился с июня по ноябрь 1941 года. В ноябре — декабре 1941 года находился в плену.
В марте 2010 года, благодаря бывшему научному сотруднику Института истории НАН Беларуси Владимиру Гуленко, я получил из Центрального государственного архива общественных объединений Украины справку №27/4-12 от 17.03.2010, из которой я узнал о том, что отец воевал в партизанском соединении под командованием А. Н. Сабурова.


Партизанский билет А. С. Шевко

Архивная справка Центрального государственного архива общественных объединений Украины
Партизанская характеристика
А. С. Шевко


Из партизанской характеристики (к сожалению, она сохранилась в таком виде) частично узнал, что он принимал участие в военных операциях по освобождению… Давид-Городка, Овруча, Ельска, Высоцка…, уничтожил 26 вражеских солдат и офицеров… смелый, дисциплинированный.
Дальнейшие записи в военном билете свидетельствуют о то, что с января по апрель 1945 года находился в 383-м артиллерийском полку с апреля по июнь 1945 года в 224-м стрелковом полку, в июне — октябре 1945 года служил в 326-м стрелковом полку. Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.10.1945 г.
Конечно, в настоящее время благодаря созданным базам данных о Великой Отечественной войне, современным технологиям, можно более подробно исследовать боевой путь отца. Может, в дальнейшем я попытаюсь это сделать, но пока я знаю, что отец был участником этой войны, что документально подтверждено. Сохранились и все награды, которыми он был награжден. Это орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другими медалями. И этим горжусь.




Удостоверения о наградах А. С. Шевко

Мой дядя по линии матери Федор Парфенович Чуб, 1917 года рождения, уроженец д. Малая Слободка Мозырского района Полесской, ныне Гомельской области также принимал участие в Великой Отечественной войне. В 1938 году он был призван в ряды Красной армии, где и находился до 1955 года. За активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны Ф. П. Чуб награжден орденом Красной Звезды и пятью медалями, в том числе «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945гг.» и «За боевые заслуги». Закончил войну в звании лейтенанта, демобилизовался в звании капитана. Умер 4 сентября 1971 года, похоронен в г. Пинске.
А вот дядя Василий погиб. И о том, как я разыскивал место захоронения своего дяди Василия Семеновича Шевко, хочу рассказать более подробно. Может мой опыт кому-нибудь пригодится.
С детства мне запало в душу мысль, что если человек погиб, то никто из родных не сможет навестить его могилу и поклониться его праху. Дядя не был еще женат, и семьи у него не было. И я, его племянник, решил, что надо искать информацию о месте захоронения, чтобы я смог посетить его могилу и поклонится его праху. Было известно только то, что он погиб при освобождении Варшавы. А вот где похоронен — неизвестно. К сожалению, я не думал, что когда-нибудь буду об этом писать, поэтому и не сохранил копию своего первого запроса о розыске захоронения дяди и дату его написания. Это было в 1990-е годы. На первый свой запрос я получил такой ответ.

Ответ редакции книги «Память» (второе издание) о месте захоронения В. С. Шевко
Ответ Белорусского общества Красного Креста о месте захоронения В. С. Шевко


В 1996 году, будучи в служебной командировке в Варшаве, мне удалось посетить это кладбище. Да, там имели место захоронения советских воинов, но, по-моему, они все были идентифицированы, и я, конечно, не нашел там фамилии своего дяди. Было какое-то разочарование. И вот спустя почти полтора десятка лет 6 апреля 2010 года я обратился с запросом в службу розыска Белорусского общества Красного Креста. В мае 2010 года я получил ответ, прочитав который я воспарял духом. В этом письме была также ссылка на сайт www.obd-memorial.ru, о котором я ранее не знал и благодаря которому мне удалось разыскать некоторые документы, их которых я узнал о боевом пути Василия Семеновича Шевко. Необходимо отметить, что в документах были разночтения: д. Беседки, где родился дядя, в то время это была Полесская область, Копаткевичский район, Мышанский сельсовет, в некоторых документах были отнесены к Гомельской области Петриковского района — это уже современное территориальное деление.
Информация из документов, уточняющих потери, такова:

Фамилия: Шевко | Имя: Василий | Отчество: Семенович
Дата рождения/Возраст: __ .__.1918
Дата и место призыва: __.__.1940, Копаткевичский РВК, Белорусская ССР, Полесская обл., Копаткевичский р-н
Воинское звание: старшина | Причина выбытия: попал в плен (освобожден)
Дата выбытия: __ .09.1941 | Название источника информации: ЦАМО
Номер фонда источника информаций: 58 | Номер описи источника информации: 18003

Фамилия: Шевко | Имя: Василий | Отчество: Семенович
Дата рождения/Возраст: __ .__ .1918
Место рождения: Полесская обл., Копаткевичский р-н, с. Беседки
Дата и место призыва: Полесский РВК, Белорусская ССР, Полесская обл.
Последнее место службы: 23 сд | Воинское звание: мл. сержант | Причина выбытия: убит
Дата выбытия: 14.01.1945 | Название источника информации: ЦАМО
Номер фонда источника информаций: 58 | Номер описи источника информации: 18003
Номер дела источника информации: 302

В марте 2012 года я получил от Белорусского общества Красного Креста справку.
Получив такую информацию мы вместе с моим сыном 10 июля 2012 года приехали в Варшаву на место захоронения дяди — военное мемориальное кладбище воинов Советской армии на ул. Жвирки и Вигуры.
Кладбище ухоженное, трава скошена, везде чисто. Позже я узнал, что всего на этом кладбище похоронено 22 040 человек, из них известны имена 8756 человек и неизвестны имена 13 284 человек [1]. И вот мы нашли могилу № 441. Я присел возле столбика № 441 прикоснулся к нему руками и подумал: «Хочется верить, что прах моего дяди действительно покоится в этой могиле, и я могу поклониться ему и отдать дань памяти».

Ф. А. Шевко с сыном у военно-мемориального кладбища воинов Советской армии
в г. Варшаве, Польша
Место захоронения В. С. Шевко — военное мемориальное кладбище воинов Советской армии в г. Варшаве, Польша



Ф. А. Шевко у могилы дяди В. С. Шевко

Разыскивая могилу № 441 мы видели, что на некоторых могилах были установлены небольшие мемориальные доски с фотографиями и фамилиями захороненных воинов. И мой сын сказал: «Папа, нам тоже надо так сделать. И я занялся. Сначала было мое обращение в Посольство Республики Беларусь в Республике Польша с просьбой об оказании содействия по увековечению памяти моего дяди. Уже в августе 2012 года я получил из посольства ответ.
В феврале 2013 года я получил еще одно письмо.
На мое обращение в Представительство Министерства обороны Российской Федерации в марте 2013 года я получил ответ.

Ответ посольства Республики Польша от 7.08.2012 г.
Ответ посольства Республики Польша от 12.02.2013 г.


Получив согласие на установку мемориальной плиты, я занялся ее изготовлением. Хорошо, что сохранилась хоть одна фотография, и я сделал портрет дяди на металлокерамике, написали фамилию на белорусском и польском языках, даты жизни и вмонтировал портрет в бетонную плиту. Имея на руках все необходимые документы, контактные телефоны официальных представителей посольства Республики Беларусь и Российской Федерации, мы с сыном 12 июля 2014 года выехали в Варшаву. На границе польские таможенники решили проверить нашу машину. Увидев в багажнике мемориальную плиту, польский таможенник удивился. Я ему показал разрешение воеводы Мазовецкого на установку этой плиты, он сказал оk, и на этом досмотр машины был закончен. Приехав в Варшаву, мы по телефону согласовали время встречи и установки мемориальной плиты с представителем Белорусского посольства Петром Рафаиловичем Измайловичем. 13 июля 2014 года, подъехав в назначенное время к кладбищу, мы увидели там машину с дипломатическими номерами. Там нас уже ожидал Вячеслав Алексеевич Половинкин, руководитель представительства Министерства обороны России по организации и ведению военно-мемориальной работы в Польше. Возле могилы № 441 нас уже ожидали представители посольства Республики Беларусь Петр Рафаилович Измайлович и Татьяна Валентиновна Малахова. Я спрашиваю у Вячеслава Алексеевича, где нам установить плиту, потому, что на этом кладбище плиты были установлены в разных местах. Вячеслав Алексеевич указал, где находится изголовье (это сторона, где находится столбик с номером могилы), и я решил установить у самого столбика, потому что мне очень запал в душу этот № 441.

Мемориальная надмогильная
плита В. С. Шевко
П. Р. Измайлович, сын В. Ф. Шевко,
Ф. А. Шевко, В. А. Половинкин
(слева направо)


После установки мемориальной плиты на душе стало как-то спокойно — наконец-то мы с сыном исполнили свой долг по увековечению памяти В. С. Шевко. Было очень приятно, что в этом нам оказали помощь Посольство Республики Беларусь и Посольство Росийской Федерации в Республике Польша, официальные представители которых также приняли участие в установлении мемориальной плиты.
В июле 2014 года я направил благодарственные письма в адрес Министерства иностранных дел Республики Беларусь и представительства Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Польше.
Заканчивая свой рассказ, я хочу выразить благодарность инициаторам создания Народной летописи Великой Отечественной войны в Национальной академии наук Беларуси, непосредственным исполнителям данного проекта сотрудникам Института истории НАН Беларуси: заведующему центром военной истории Алексею Литвину, научным сотрудникам Дмитрию Киенко, Рогнеде Алехнович, ведущему специалисту Татьяне Гарист за оказанное содействие в подготовке настоящего материала. При подготовке к печати этого издания «Народной летописи» Дмитрий Киенко нашел новый документ.
До этого времени я не знал о наградах дяди. И мне, конечно, приятно было узнать об этом.
Мне трудно судить, почему в документах много нестыковок. Можно лишь представить, какое могло быть делопроизводство во время войны. Но не это главное. Документально установлено, что дядя принимал участие в Великой Отечественной войне и погиб под Варшавой.