Июнь 41-го. В небе Логойщины
<< Вернуться к предыдущей статье | |
<< ВЕРНУТЬСЯ В НАРОДНУЮ ЛЕТОПИСЬ |
Александр Павлюкович
|
29 июня 1941 года из аэродрома Улла, который находился в Витебской области, вылетели звенья бомбардировщиков СБ в составе эскадрилий 128-го авиаполка 12-й авиадивизии с задачей провести разведку в районе Минска и нанести бомбовые удары по наступающим войскам вермахта. 28 июня после кровопролитных боев немцы вошли в Минск, а по дороге Молодечно — Радошковичи — Острошицкий Городок сплошным потоком на восток двигались немецкие войска, танки и автомашины. Летчики выполнили поставленную им задачу и возвращались на свой аэродром. Они пролетали над Логойским районом, когда у них на пути неожиданно появились истребители люфтваффе. Наши бомбардировщики тогда летали без прикрытия своих истребителей, поэтому приходилось вести воздушные
![В. И. Филиппов](/wp-content/uploads/2022/11/iyun_41-go_v_nebe_logoyshchiny_1.jpg)
Маршрут движения звена скоростных бомбардировщиков, судя по воспоминаниям очевидцев, был вдоль реки Гайна в направлении на Зембин. Навстречу им со стороны Зембина прилетели немецкие истребители и в небе начался воздушный бой. В районе деревни Сутоки Смолевичского района им удалось подбить один из самолетов звена. Весь его дальнейший путь движения до падения в лесу удалось проследить с помощью жителей окрестных деревень, с земли наблюдавших за трагическим поединком в небе. Свидетелем воздушного боя стал Николай Дмитриевич Кранцевич, 1932 года рождения, проживавший в д. Лядо Логойского района: «Мы с мамой в тот день ходили к родственникам в соседнюю деревню Кривая Поляна, недалеко от Суток. Шли назад с Кривой Поляны и вдруг самолеты появились в небе и началась стрелянина. Было два немецких самолета и три наших. Большие двухмоторные бомбардировщики летели со стороны Минска на Зембин. Зеленого цвета они были. Немецкие самолеты летали, кружились над ними. Потом один наш самолет в сторону пошел, дым появился. Один пошел на Лядо, а остальные полетели дальше и скрылись. Пришли в деревню, а там все побежали к самолету. Самолет упал в лес. Хвост за сосну зацепился. Один летчик выпал раньше, ногу сломал, упал в болотце. Двое горели в самолете, кричали страшно. Мы боялись подходить. Кто-то сказал: “Не бойтесь, бомб нет”. Их вытянули. Запрягли коня. Погрузили в повозку, и Новицкий Тимох повез их в Логойск. Он был у немцев в плену в Первую мировую, был в возрасте уже и согласился везти летчиков. Он говорил потом, что одного летчика завез в Логойск в больницу, а двое других умерли по дороге…»
![В. И. Филиппов](/wp-content/uploads/2022/11/iyun_41-go_v_nebe_logoyshchiny_2.jpg)
Из Лядо на Логойск тогда напрямую шла лесная дорога на Понизовье, проходила через Рудню и Гостиловичи. Вот по этой дороге и повезли летчиков в Логойск. Это был тяжелый путь, учитывая, что летчики обгорели и каждая неровность дороги отдавала болью во всем теле. Предполагаю, что повозок было как минимум две, так как уложить троих раненных и сильно обгоревших летчиков на одну повозку вряд ли было возможно. Вероятно, с Новицким ехали и другие мужики из Лядо. Называли фамилию Коляга из Лядо. Опросив старожилов в деревнях по пути следования летчиков, подтвердилось, что двое из них умерли от ран и ожогов, но где они похоронены уже никто не помнит. В Рудне жители рассказали, что летчики ночевали в деревне, и один из них очень просил спасти его, мучаясь от страшных болей. До Логойска довезли только одного летчика.
Утром 30 июня 1941 года немцев в Логойске еще не было. Бойцы 288-го полка полковника Кучмистого защищали Логойск и занимали позиции на высотах в районе деревни Малиновка, поэтому летчика успели завести в больницу. Через несколько дней мужчины из Лядо пошли навестить летчика, но в Логойске в это время уже были немцы. Из воспоминаний Фаины Афанасьевны Карбанович, 1928 года рождения: «Папа с мужчинами пошли в Логойск навестить этого летчика. Они пришли в больницу, а там спрашивают: “Вы к кому?” — “Мы к летчику”. А им говорят: “Вы что, с ума сошли? Какой летчик? Летчика уже нету. Уходите, немцы вас арестуют”. Они ушли и не узнали его судьбу…»
В восьмидесятых годах прошлого столетия поиском данных о судьбе этих летчиков занимался руководитель радошковичского поискового отряда «Долг» Вячеслав Бриштен. Прочитав статью о самолете в районной газете, откликнулся еще один свидетель — учитель Виктор Дмитриевич Падунович из деревни Юрковичи Логойского района, который был в тот день у горящего самолета. В своем письме В. Бриштену в сентябре 1989 года он написал: «…29 июня что-то около 17 часов на тройку наших бомбардировщиков, находившихся в воздухе между деревнями Сутоки, Юрьево, Прудище, Езудово, Антополье и Загорье (на границе Логойского и Смолевичского районов) напали немецкие истребители (2 мессера). Я видел, как один из бомбардировщиков загорелся, стал снижаться, чтобы приземлиться на мелкий лес. Но, увы! Они попали на сосонник… Крылья на уровне моторов отломились, тут же выпрыгнул один из летчиков, у которого была обгорелая кожаная куртка, особенно на руках, и простреленная или поломанная нога (в общем он ходить не мог). Оторвался один из моторов, по инерции пролетел 40—50 м и врезался в землю… Сразу я и ребята, которые прибежали, носили этому летчику воду из маленького болотца в шапках, которая быстро вытекала. Он, летчик, попросил нас найти еще 2 членов экипажа… Мы подошли вплотную к горящему самолету и за обгоревшие стропы парашютов вытащили их в бессознательном состоянии. После чего положили летчиков на телеги и отправили в больницу в Логойск. По дороге 2 умерли. Два самолета были подбиты через минут 5—6, по-видимому, из этого звена над деревней Заберезовка (2 км от Ляды)… Упали — один между деревнями Швабы и Рудня (это уже Рудня Швабская) и другой — на лугу…»
Номер авиаполка и фамилии летчиков упавшего возле д. Лядо самолета были установлены в результате поисковой работы Вячеслава Антоновича Бриштена в ЦАМО СССР, благодаря тому, что была известна фамилия выжившего летчика Красильникова. В составе экипажа скоростного бомбардировщика СБ были: зам командира 1-й эскадрильи старший лейтенант Семен Яковлевич Панфилов, штурман лейтенант Дмитрий Михайлович Красильников и воздушный стрелок-радист младший сержант Владимир Иванович Филиппов. С. Панфилов и В. Филиппов от ожогов и ран умерли, а Д. Красильников дожил до Победы. С тех пор в личном архиве В. Бриштена остались фотографии летчиков, которые прислали их родственники. По его сведениям, повозку с летчиками возле Паненской Горы остановили красноармейцы и сказали похоронить там двоих умерших летчиков.
Звено ст. лейтенанта Панфилова отличилось в боях с врагом в первые дни войны. В газете «Красная звезда» вышла заметка, в которой отмечалось, что звеном в воздушном бою было сбито 7 немецких истребителей. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года ст. лейтенант Панфилов посмертно награжден орденом Ленина, а лейтенант Красильников орденом Красного Знамени. Из представления к ордену Ленина: «…имеет 10 боевых вылетов, 20 часов боевого налета… При выполнении боевого задания в составе ведущим звено, бомбардировал переправу танков противника. В этом воздушном бою его звено сбило из 8 атакованных истребителей 7. Тов. Панфилов в неравном бою с вражескими истребителями погиб…»
Судьба уберегла Д. Красильникова во время падения и потом в больнице Логойска. Ему подделали документы, и немцы не узнали, что в больнице лечится советский летчик. Большую роль в этом сыграла подпольная группа больницы, в которой были военврач Е. Павлов, хирург М. Анисимова, медсестры М. Тарайковская, А. Захаревич и другие. Они лечили Красильникова и поставили его на ноги. Подпольщики были связаны с отрядом «Большевик» при подпольном Логойском райкоме партии и в августе 1943 года переправили Д. Красильникова к партизанам. В то время в Борисовско-Бегомльской зоне уже действовал партизанский аэродром возле Бегомля, с которого Д. Красильникова переправили за линию фронта. Там вернулся в воинскую часть и снова стал летать. После войны он переписывался со своей спасительницей М. Анисимовой. Из письма Д. Красильникова доктору М. Анисимовой: «Здравствуйте, Мария Наумовна!.. Всегда помню, что спасением своим обязан Вам и всем медработникам Логойской больницы. Понимаю, не просто было раздобыть для меня сначала справку как беженцу из Витебска, а затем и паспорт, но ваши медсестры ни с чем не считались. На основании таких документов многие из нас лечились как гражданские лица. Помните, я выписался 2 февраля 1942 года? При Вашем же содействии меня наняли сторожем в больницу, так как нужен был документ, что я работаю и временно с этим продолжаю лечение. Иначе мне угрожала отправка в лагерь военнопленных. Так что фактически я оставался в больнице до 8 августа 1943 год, до ухода в партизаны… Из партизанского отряда “Большевик” меня перебросили на самолете через линию фронта. Три месяца лежал в госпитале… Теперь работаю по старой специальности…»
В Национальном архиве сохранился документ партизанского отряда «Большевик», в котором написаны данные о Д. Красильникове: «…Красильников Дмитрий Михайлович, 1915 г. р., русский, образование 2 курса института жел. дор. транспорта им. Сталина. Воинское звание лейтенант. Был сбит около Логойска, д. Ляды, лечился в Логойской больнице. Работал при Логойской больнице сторожем. Связь была с отрядом “Смерть фашизму” и Фалей Иосиф… 18.9.43 подпись». В документе написано, что помог ему уйти к партизанам инструктор райкома партии Афанасий Фурс.
На Паненской Горе в Логойске, на мемориальной доске написаны фамилии погибших летчиков С. Я. Панфилова и В. И. Филиппова. Но по какой-то причине они не значится там в паспорте на захоронение. На сайте Министерства обороны указано, что С. Я. Панфилов и пятеро неизвестных солдат похоронены в Гостиловичах, и прилагается паспорт на захоронение. Но опрошенные мной местные жители из Гостилович рассказали, что памятник там символический по всем погибшим в годы войны, а захоронения там не было. С этим вопросом надо еще разбираться.
![](/wp-content/uploads/2022/11/iyun_41-go_v_nebe_logoyshchiny_3.jpg)
Мемориальная доска на Паненской Горе в Логойске, с написанными на ней фамилиями погибших летчиков С. Я. Панфилова и В. И. Филиппова
В 2018 году поисковики научно-исследовательской группы военной истории «Рубон» во главе с Д. Киенко, занимающейся поиском мест падения самолетов, выехали в Лядо и после рассказов местных жителей установили предполагаемое место падения самолета Панфилова. Сразу определить точное место падения не удалось, поэтому были еще выезды. Первоначальную помощь, а затем по сути и поиски — когда не удавалось приехать «Рубону» — проводил местный батюшка, настоятель церкви в Швабах отец Дионисий Снытко — большой любитель военной истории. Помолясь, он приступил к поискам самолета и, с божьей помощью, нашел место падения и много фрагментов сбитого бомбардировщика. Найденные фрагменты самолета позволили Д. Киенко однозначно идентифицировать его как бомбардировщик СБ поздних серий выпуска 1940 года.
![](/wp-content/uploads/2022/11/iyun_41-go_v_nebe_logoyshchiny_4.jpg)
![](/wp-content/uploads/2022/11/iyun_41-go_v_nebe_logoyshchiny_5.jpg)
Научно-исследовательская группа военной истории «Рубон». 2018 г.
Все свидетели утверждали, что в звене Панфилова в тот день было три самолета. Проанализировав наработанную информацию, сопоставив архивные документы и воспоминания местных жителей, поисковики из группы «Рубон» предположили, что второй самолет из звена Панфилова упал в районе деревни Старый Млын. Особую роль в этом сыграл Дмитрий Бриштен, в то время заместитель руководителя группы. Сопоставив сведения, присланные его отцу в 80-е годы, он высказал обоснованное предположение, что это был самолет из состава звена 128 сбап. Место падения этого самолета в лесу с помощью местных жителей определил отец Дионисий. Поиски группы «Рубон», в которую по сути к тому времени вошел уже отец Дионисий, выявили много мелких фрагментов самолета, 77 лет пролежавших под лесным ковром из дерна и листьев. Невероятным образом отцу Дионисию удалось найти металлические таблички с номерами обоих двигателей. Найти их в земле было очень сложно, тут надо какое-то особое чутье и без помощи свыше, вероятно, не обошлось. Находка оказалась бесценной. Сейчас ведется работа по установлению фамилий членов экипажа старомлынского самолета по найденным номерам двигателей в архиве в Подольске. А вот судьба третьего самолета из звена Панфилова пока неизвестна, но есть предположения и версии, над которыми ведется работа. А тем временем 27 июня 2020 года на месте падения самолета Панфилова по инициативе отца Дионисия, с помощью неравнодушных людей, был установлен и освящен памятный информационный знак. Поиск неизвестных героев войны продолжается.