Security archaeological researches at the territory of Belarus

Earthworks and constructional works in the Republic of Belarus can be carried out only after the coordination with plenipotentiary state bodies. Since 2002 the number of these state bodies includes National academy of sciences of Belarus (NASB) in the name of Institute of History NАS of Belarus (further – Institute).

EXPLANATION on the current legislation of the Republic of Belarus in the field of protection of the archaeological heritage (RUS) (Download)

The purposes of security (supervising) activity of Institute: finding and fixing of data about monuments of a historical and cultural heritage of Belarus, being in a zone of carrying out of earthworks and constructional works, and if necessary – to take measures to preserve (and to avoid damages) of these monuments.

+Действия заказчика земляных и строительных работ для получения разрешения на их проведение

В соответствии с действующим законодательством, заказчик земляных и строительных работ должен получить в Госстройнадзоре разрешение на их проведение, для чего должен оформить следующие документы:

  1. решение местных исполнительных органов государственного управления о разрешении строительства (реконструкции, реставрации);
  2. копию государственного акта на право собственности (владения, пользования) земельным участком или удостоверения на право временного пользования земельным участком (кроме объектов коммунальной собственности);
  3. заключение государственной вневедомственной экспертизы по проектно-сметной документации;
  4. копию лицензии подрядной организации на право выполнения строительно-монтажных и специальных работ

а также согласовать проведение этих работ в Институте истории НАН Беларуси и получить «Разрешение» в Управлении по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Республики Беларусь.
Без наличия данных документов и разрешений любые работы на объекте строительства являются незаконными и подлежат прекращению.

 Образец заявления

Директору Института истории НАН Беларуси
Лакизе В.Л.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь в области охраны историко-культурного и археологического наследия страны (Кодэкс Рэспублiкi Беларусь аб культуры ад 20 лiпеня 2016 г.; пастанова Савета Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь ад 5 сакавiка 2016 г. № 185 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб парадку выдачы дазволу на права правядзення археалагiчных даследаванняў, прыпынення, спынення яго дзеяння i ўнясеннi дапаўненняў у пастанову Савета Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь ад 17 лютага 2012 г. № 156»; пастанова Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi ад 23 снежня 2016 г. № 9 «Аб зацвярджэннi Iнструкцыi аб парадку правядзення археалагiчных даследаванняў i вядзення палявой дакументацыi пры iх правядзеннi, устанаўленнi формы ўлiковай карткi археалагiчнага артэфакта, уключанага ў рэестр археалагiчных артэфактаў, і прызнанні страціўшай сілу пастановы Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi ад 26 лютага 2016 г. № 4 “Аб некаторых мерах па рэалізацыі Указа Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 14 снежня 2015 г. № 485″»; Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь») просим выдать заключение об отсутствии на территории проведения земляных и строительных работ археологических объектов или необходимости принятия мер по их охране в случаях, предусмотренных законодательством.
Земляные и строительные работы будут выполняться в рамках проектирования/строительства объекта: (указать точное название объекта).
Характер земляных и строительных работ: (указать вид работ, например, строительство газопровода, автодороги, площадки скважины, логистического центра стадиона, завода, жилого дома и др.)
Объём земляных и строительных работ составляет: (указать точные метрические данные по объекту, длину, ширину и глубину котлованов, траншей и др., точную площадь проектируемых земляных работ).
Оплату гарантируем.

Приложение: Ситуационный план с нанесёнными границами земляных и строительных работ

 

+Цель, юридические основания и мероприятия надзорной деятельности Института истории НАН Беларуси
    • Кодэкс Рэспублiкi Беларусь аб культуры ад 20 лiпеня 2016 г.;
    • Пастанова Савета Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь ад 5 сакавiка 2016 г. № 185 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб парадку выдачы дазволу на права правядзення археалагiчных даследаванняў, прыпынення, спынення яго дзеяння i ўнясеннi дапаўненняў у пастанову Савета Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь ад 17 лютага 2012 г. № 156»;
    • Пастанова Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi ад 23 снежня 2016 г. № 9 «Аб зацвярджэннi Iнструкцыi аб парадку правядзення археалагiчных даследаванняў i вядзення палявой дакументацыi пры iх правядзеннi, устанаўленнi формы ўлiковай карткi археалагiчнага артэфакта, уключанага ў рэестр археалагiчных артэфактаў, і прызнанні страціўшай сілу пастановы Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi ад 26 лютага 2016 г. № 4 “Аб некаторых мерах па рэалізацыі Указа Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 14 снежня 2015 г. № 485″»;
    • Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»;
    • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
    • Цель надзорной деятельности Института: выявление и фиксация данных о памятниках историко-культурного наследия Беларуси, находящихся в зоне ведения земляных и строительных работ, а при необходимости – принятие мер к сохранению (неразрушению) этих памятников.

Для достижения названной цели предусмотрен комплекс мероприятий (см. Постановление СМ РБ № 651 от 22.05.2002 г.), проводимых в отношении исторических памятников (археологических объектов), включенных в зону ведения земляных и строительных работ: 1. запрещение всех видов работ на территории планируемого строительства; 2. замена территории строительства; 3. создание инженерной охраны археологических объектов; 4. научное исследование археологических объектов; 5. надзор археолога за исполнением охранных мер при проведении земляных и строительных работ; 6. консервация археологических объектов в составе строительного комплекса и другие меры, предусмотренные законодательством по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь.

+Поднадзорные действия заказчика земляных и строительных работ
Обязанность юридических и физических лиц (как заказчиков, так и исполнителей), выполняющих земляные и строительные работы (включая мелиоративные, дорожные и другие работы, связанные с массовой выемкой, перемещением, укладкой грунта и т.п.) – провести следующие мероприятия: до начала фактического выполнения названных работ:

  • согласовать с Институтом порядок их выполнения,
  • заключить с Институтом Договор на проведение археологических разведок в зоне выполнения земляных и строительных работ, с целью возможного выявления исторических памятников,
  • в случае выявления исторических памятников в зоне выполнения земляных и строительных работ – заключить с Институтом Договор на проведение археологических исследований этих памятников, либо перенести область выполнения земляных и строительных работ (строительный объект) в иное место, за пределы выявленных памятников, в процессе выполнения земляных и строительных работ:
  1. оперативно предоставлять в Институт сведения о фактах обнаружения исторических памятников, объектов, находок,
  2. оказывать организационное содействие научно-исследовательским работам, выполняемым сотрудниками Института.

В целом, меры по охране историко-культурного наследия – исторических памятников, археологических объектов и находок – должны предусматриваться на всех этапах: предпроектных и проектных работ, а так же при всех видах строительства. Разработка системы мер по охране археологических объектов включается в проектно-сметную документацию на проведение всех видов земляных и строительных работ.

+Проектные мероприятия по охране археологических памятников

1. Выявление и обследование всех археологических памятников, сохранность которых может быть нарушена при проведении строительных работ или в связи с их последствиями;
2. Определение характера и степени ущерба, который может быть нанесен в процессе строительства или в связи с его последствиями;
3. Выбор вариантов обеспечения сохранности выявленных археологи-ческих памятников, определение их технической возможности и экономической целесообразности;
4. Определение объемов работ по обеспечению сохранности археологических памятников и сметной стоимости этих работ (стоимости проведения археологических исследований);
5. Определение реальных сроков проведения мероприятий по обеспечению сохранности археологических памятников;
6. Определение подрядных организаций археологического профиля, которые будут выполнять работы по обеспечению сохранности археологических памятников.
После согласования данных позиций между заказчиком, проектировщиками и профильным археологическим учреждением, они должны включаться в проект строительных и земляных работ и получить разрешение на реализацию в Управлении по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры РБ.

+Контроль выполнения охранных мероприятий
Контроль за наличием в проектах строительных и земляных работ мероприятий по охране памятников историко-культурного наследия в зоне строительства осуществляет Управление по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики Беларусь.

+Финансовая сторона охранных мероприятий
Разработка и финансовая оценка названных охранных мероприятий находится вне компетенции проектных организаций, и выполняется по их заказу профильными научными учреждениями (Институт истории НАН Беларуси, кафедры археологии высших учебных заведений, музеи и другие организации РБ) по разрешению (т.н. «Открытый лист») Национальной Академии наук Беларуси.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия», Законом «О налоге на добавленную стоимость», данные виды работ освобождаются от налогообложения.
Стоимость согласованных охранных мероприятий (в т.ч. археологических исследований) включается в сводную смету строительства. Для выполнения охранных мероприятий между заказчиком строительного объекта и учреждением, которое будет выполнять профильные научно-изыскательские археологические работы, заключается хозяйственный договор.
В качестве заказчиков на охранные мероприятия могут выступать не только строительные, но и проектно-реставрационные организации, управления и отделы культуры областей и районов республики.

+Разрешение на проведение охранных мероприятий

Министерство культуры РБ на основании выданного и зарегистрированного «Открытого листа» выдает заказчику строительного объекта «Разрешение» (сертификат) на право производства на нем земляных работ, в котором указывается вид археологических исследований, проводимых на объекте строительства в рамках охранных мероприятий.
В «Разрешении», выданном на производство земляных и строительных работ юридическому или физическому лицу Министерством культуры Республики Беларусь (Управление по охране историко-культурного наследия и реставрации) указываются:

      1. Объект, на котором проводятся земляные и строительные работы (по названию в проектной и производственной документации);
      2. Лицо, несущее ответственность за проектные и строительные работы на объекте (научный руководитель);
      3. Наименование историко-культурной ценности, входящей в зону строительства;
      4. Характер научных исследований (наблюдение, раскопки, шурфовка) и организация, проводящая эти работы;
      5. Лицо, ответственное за проведение научно-исследовательских работ на историко-культурной ценности и ее сохранность в процессе этих работ.

Выданное «Разрешение» является обязательным и включается в «Обязательный перечень» документов, представляемых заказчиком (застройщиком) в территориальные органы Госстройнадзора для получения разрешения на производство земляных и строительных работ на объектах строительства, реконструкции, реставрации, ремонта и т.п.

+Юридическая ответственность

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

В соответствии с Постановлением Совета Министров РБ от 29 ноября 1999 г. предписания органов государственного строительного надзора подлежат обязательному выполнению как заказчиками, так и подрядчиками. За невыполнение предписаний виновные юридические и физические лица несут ответственность в соответствии со ст. 28 Закона Республики Беларусь «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь», а также несут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РБ:

      (ст. 344): за умышленное разрушение, уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей, находящихся под охраной государства,
      (ст. 345): за разрушение, уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей, находящихся под охраной государства, по неосторожности,
      в т.ч. в результате действия или бездействия в отношении данных объектов.

Примечание: В последнее время появилось много частных проектных фирм, выполняющих небольшие заказы. В целях экономии средств выделенных заказчиком, они стараются обойти законодательство об охране памятников археологии и не учитывают их в проектах строительных и реставрационных работ. Более того, имеются случаи, когда такие фирмы недобросовестно относятся и к архитектурным объектам, готовя проект их реставрации. В большинстве своем проектные организации далеки от знания того, какой реальный ущерб памятнику археологии может нанести воплощение их проекта. Так, потревоженный даже на глубину до 0,5-1 м культурный слой теряет свое научное значение, поэтому следует закладывать в проект земляных и строительных работ лишь те виды работ с грунтом, которые минимально могут отразиться на сохранности культурного слоя.

Контакты:

Аб мерах па рэалізацыі Указа Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 14 снежня 2015 г. № 485. СПАМПАВАЦЬ

Аб унясенні змяненняў у пастановы Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь ад 22 мая 2002 г. № 651 і ад 15 чэрвеня 2006 г. № 762. СПАМПАВАЦЬ