Heroes of Chausy land

<< Вернуться к предыдущей статье
<< ВЕРНУТЬСЯ В НАРОДНУЮ ЛЕТОПИСЬ
Учитель белорусского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 2 г. Чаусы»
Нина Владимировна Старовойтова
(г. Чаусы, Могилёвская область)

…Что мы до той поры непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
Глянь на живых,
Пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.


75 мирных лет прошло с той страшной войны… Людей, которым мы обязаны своей свободой и независимостью, с каждым годом становится все меньше и меньше.
Вот уже девять лет прошло, как ушел из жизни и мой прадедушка Николай Данилович Игнатьев. Он ушел, но память о нем будет вечно жить в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение, как семейная гордость, мы будем вспоминать его как человека, на которого нужно равняться и с кого нужно брать пример.
Долгую и тяжелую жизнь прожил Николай Данилович. Детство его пришлось на 1920-е годы. Редко кому из деревенских детей приходилось учиться в семилетке, но прадеду повезло. Однако, окончить школу не удалось. Отец, узнав о том, что его собираются раскулачить, собрал шестнадцатилетнему мальчику чемодан, дал сто рублей и наказал ехать куда подальше. Так из родной Вилейки попал Николай в далекий шахтерский городок Макеевка, который встретил юношу неприветно. Много пришлось там пережить. Долго не удавалось найти работу, денег не было. Но вскоре повезло — нашел хорошую работу, поступил на рабфак (сразу на третий курс) и уже в голове замаячили мечты о горном институте, но пришло время служить в армии — здесь же, на Украине.


Дом, в котором родился Н. Д. Игнатьев

Освоить навыки военного дела помог курс молодого бойца. А потом он успешно окончил школу механиков, откуда вышел помощником командира взвода в звании старшего сержанта.
Служба продолжалась в летных войсках на бомбардировщике ТБ-3 — по тем временам мощнейшей машине с большим радиусом действия, которая брала 4 тонны боеприпасов и могла пробыть в воздухе до 18 часов.
И тут прадедушке предложили продолжить учебу и стать авиатехником. Эта ступенька его летной карьеры тоже далась ему без труда. Он стал помощником бортинженера, а затем и бортинженером. Учебные полеты вскоре сменились боевыми: началась финская война, которую экипаж голубой «пятерки» (таким был номер их самолета) прошел от звонка до звонка.

Н. Д. Игнатьев (первый слева во втором ряду) с родителями и с сестрой Анной


Н. Д. Игнатьев в школе механиков. 1934 г.

Вскоре после окончания войны часть, в которой служил Николай Данилович, переправили в Казахстан, где бомбардировщики на некоторое время стали транспортными самолетами. Курсировать бортинженеру довелось по всей Средней Азии, летали и в г. Москву. Очень часто вспоминал прадедушка горы, красные маки в степи, местных жителей с их традициями.

Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой.
А сколько тех,
Чьи очи отглядели,
Чьи души отлюбили навсегда!
Они ушли в созвездия, в метели,
В цветы, что украшают города.


А потом началась Великая Отечественная… По боевой тревоге полк был отправлен в Иран, где предполагалось открытие второго фронта, а через месяц — под г. Ленинград. Блокадный Ленинград. Экипажу выпало доставлять в город продукты, оттуда нужно было забирать мирных жителей. Обычно их сопровождали истребители, чтобы прикрыть от фашистской авиации. Один из таких полетов закончился трагически. Завязался воздушный бой, и немцы подбили правый мотор самолета, погиб один из летчиков. Машина рухнула на лед и загорелась. Чудом выбравшийся экипаж потерял еще и радиста. Немцы открыли минометный огонь. До ночи пролежали в снегу, пока не подоспели на помощь наши лыжники.
Летчиков отправили к пехотинцам — подкрепиться и обогреться, а потом они двое суток по февральскому морозу и снегу добирались до аэродрома. Случай этот произошел 22 февраля 1942 г. Николай Данилович часто вспоминал его и, хотя был человеком непьющим, каждый год в этот день выпивал «боевые» сто грамм в память о погибших товарищах.


Фотография Н. Д. Игнатьева с освидетельствованием личности.
10 июля 1944 г.

Н. Д. Игнатьев с товарищами после боя.
1943 г.
Н. Д. Игнатьев в родной Беларуси

Не один раз приходилось Н. Д. Игнатьеву терять боевую машину, друзей. Под г. Москвой (а здесь погиб почти весь полк) столкнулись с немецким самолетом-разведчиком. Их ТБ-3 рухнул на лес. Экипажу посчастливилось остаться в живых, но снова оказались без крыльев. И собралось резервного летного состава в Бузулуке около полутора тысяч человек. Не каждому посчастливилось снова летать — где же взять столько самолетов? Вот и отправили прадедушку в г. Омск на военный завод испытывать моторы для самолетов. Потом был такой же завод в Подмосковье. Но на этом летная карьера не закончилась. Посчастливилось еще вернуться в свою дивизию — правда, сначала запасным бортинженером, что называется «на подхвате». Затем их полк перебазировали на территорию Беларуси.
В годы войны Николай Данилович был трижды ранен, имеет контузию.

Глянь на живых.
Запомни их награды,
Медали их и Славы ордена.
И помни:
Ничего-то им не надо,
Была бы вечно счастлива страна.


Заслуги перед Родиной Николая Даниловича Игнатьева в годы Великой Отечественной войны отмечены орденами Отечественной войны и Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран вооруженных сил СССР».

Н. Д. Игнатьев награжден также юбилейными медалями: «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне», «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне», «50 лет победы в Великой Отечественной войне», «50 лет вооруженных сил СССР», «60 лет вооруженных сил СССР», «70 лет вооруженных сил СССР», медалью Жукова. Кроме этого, знаком «Ветеран войны 1941–1945 гг.» и другими знаками.
После войны Николая Даниловича ждала преподавательская деятельность. Боевую технику он знал, как свои пять пальцев, да еще и американские самолеты несколько месяцев изучал. На «отлично» сдал зачет в г. Казани по ознакомлению с новым вариантом бомбардировщика А. М. Туполева — ТУ-2.
Сначала преподавал в г. Ачинске, где открыли военное училище, затем в Беларуси — городах Витебске, Поставах, Лиде.
В г. Кобрине возглавлял учебный аэродром. В составе экспертной комиссии, как специалист по реактивным двигателям, выезжал на различные катастрофы.
Демобилизовали Николая Даниловича в конце 1950-х годов, когда началось омоложение армии. Был выбор, где остаться работать, но потянуло на родину, и вернулся прадед в родные Чаусы. Более десяти лет возглавлял общество охотников и рыболовов, пока окончательно не вышел на пенсию.
Огромный жизненный путь за плечами этого человека. Он покинул нас на 92-м году жизни.
Но сколько прожить — это ведь не главное. Главное, как прожить. И Николаю Даниловичу никогда не было стыдно за свою жизнь. И нам, его потомкам, есть чем гордиться. Из поколения в поколение мы будем передавать награды, омытые кровью нашего дорогого человека, как семейную реликвию. Будем рассказывать запомнившиеся эпизоды, которые сохранились в наших сердцах.

Они ушли
И стали пылью пашен,
Что улеглись в накрапах грозовых…
Они живут!
Они — дыханье наше,
Они — сердца оставшихся в живых.
И помни ты, живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!