Іван Яхімавіч Душкін

<< Вернуться к предыдущей статье
<< ВЕРНУТЬСЯ В НАРОДНУЮ ЛЕТОПИСЬ
«Белорусская военная газета»
Геннадий Баркун

Иван Ефимович Душкин, 1914 года рождения, село Березовка, Сталинградская область. В 1943 году Иван Душкин совершил 86 успешных боевых вылетов ночью, летал на бомбардировку военно-промышленных объектов в Берлин, Кенигсберг, Тильзит, Инстербург. Погиб при выполнении боевого задания 9 августа 1943 года, через девять дней, 18 сентября 1943 года посмертно получил звание Героя Советского Союза.
9 сентября 1942 года экипаж самолета Ил-4 авиации дальнего действия в составе командира старшего лейтенанта И. Е. Душкина, штурмана старшего лейтенанта М. Н. Сухарева и стрелка-радиста младшего лейтенанта А. И. Фатина с аэродрома Андреаполь, который находился в Калининской области, в 20.00 взлетел на выполнение боевого задания по бомбардировке военных объектов города Будапешта. В районе Львова самолет был обстрелян вражескими зенитками, но удачно дошел до Будапешта и отбомбился.
На обратном пути, когда уже позади остался Минск, летчики обнаружили, что запас топлива заканчивается, и поняли: дотянуть за линию фронта не удастся. Тогда было принято решение произвести вынужденную посадку. Рано утром 10 сентября самолет удачно приземлился на поле около небольшого населенного пункта (название этой деревни в материалах, хранящихся в архиве, не упоминается. — Д. К. [1]).
Выйдя из самолета, летчики увидели, что к ним бегут люди. На всякий случай стрелок-радист сел за пулемет, находящийся в самолете. К счастью, это были жители близлежащей деревни, и применять оружие не понадобилось. Расспросили крестьян и узнали, что немецкий гарнизон находится в шести километрах от места приземления, а партизан поблизости нет. Командир экипажа старший лейтенант И. С. Душкин принял решение: само¬лет сжечь, а экипажу пробиваться к линии фронта.
Из объяснительной записки штурмана М. Н. Сухарева: «При спуске остатков бензина из запасного бака я обнаружил, что система подачи топлива была нарушена осколком зенитного снаряда, когда самолет был обстрелян в районе Львова. Забрав все необходимое, я облил плоскости и кабину остатком горючего. Командир приказал мне и Фатину отойти подальше и сам поджег самолет. Пробежав метров 500, мы услышали, как в самолете стали рваться патроны, и увидели взметнувшееся высоко в небо яркое пламя».
Весь день 10 сентября летчики, избегая встреч с людьми, двигались полем, затем болотом и лесом. Надеялись встретить партизан. К вечеру на опушке леса они увидели мальчишку, который пас коров. После недолгой беседы пастушок доверился летчикам и сообщил, что в деревне Дмитровичи живут два брата-партизана по фамилии Криворот, и что он готов провести их в эту деревню, только сначала нужно отогнать коров в свой поселок. Подробно расспросив мальчика о дороге, летчики решили идти самостоятельно. К сожалению, ни фамилии, ни имени, ни названия поселка, где проживал юный патриот, в документах, связанных с этой историей, не упоминается.
Утром 12 сентября состоялась встреча с партизанами. Как и сообщал пастушок, это были бойцы партизанского отряда «Месть», который действовал в Березинском районе Могилевской области. Командиром отряда являлся В. В. Бережной (погиб в мае 1943 года), а комиссаром ‒ уроженец деревни Дмитровичи С. Т. Криворот (с марта 1943 года командир 340-го, а с октября 1943 года — 346-го отдельных партизанских отрядов в Могилевской области. ‒ Д. К.)[1]. Кстати, в этом отряде «Месть» находились еще четыре брата Степана Криворота: Гавриил (в последующем помощник комиссара по комсомолу, секретарь Березинского подпольного РК ЛКСМБ), Владимир ‒ командир роты (с сентября 1943 года начальник штаба 346-го отдельного отряда), Иван и Алексей ‒ рядовые бойцы. (В феврале 1943 г. в отряд вступил еще один брат Степана Титовича — Сергей. — А. К. [1]).
Вместе со спецгруппой диверсантов, выполнивших особые задания и возвращавшихся в Москву, Душкин, Сухарев и Фатин ровно месяц шли к линии фронта. Несколько раз им приходилось вступать в бой с обнаружившим их противником, с боем прорываться через железную дорогу, сутками прятаться в лесу от пре¬следовавшего врага. Как сообщали летчики в своих объяснениях по прибытии в БШПД, без помощи населения белорусских деревень этот переход мог оказаться еще труднее. Крестьяне устраивали ночлег, кормили партизан и летчиков, давали продукты питания на дорогу, являлись проводниками.
Наконец, через «Витебские ворота» в районе Велиж — Усвяты группа па¬триотов дошла до расположения наших войск. Вместе со спецгруппой летчики прибыли в БШПД, где и написали объяснения о случившемся. Только 24 октября 1942 года отважные пилоты попали в свою часть.
Как сложилась их дальнейшая судьба?
Командир экипажа старший лейтенант Иван Ефимович Душкин, уроженец Сталинградской области, согласно справочной литературе о Героях Советского Союза, 18 сентября 1943 года был удостоен звания Героя посмертно. Погиб И. Е. Душкин в ночь с 7 на 8 августа 1943 года в Новгородской области, возвращаясь на подбитом самолете с боевого задания. К этому времени он совершил 146 боевых вылетов. Участвовал в налетах на Берлин, Кенигсберг, Данциг, Варшаву, Будапешт, доставлял боеприпасы защитникам Ленинграда.
К сожалению, мы не располагаем сведениями о дальнейшем боевом пути штурмана М. Н. Сухарева и стрелка-радиста А. И. Фалина. Известно только, что в последнем полете И. Е. Душкина с ним был стрелок-радист Колесниченко, который успел выпрыгнуть с парашютом. Если воздушные бойцы дожили до Победы, думается, они через всю свою жизнь пронесли о Беларуси самые добрые воспоминания и благодарность ее жителям, которые в 1942 году в течение месяца помогали как могли: давали приют, кормили, проводили к своим по только им известным тропам.

1 июля 2017 года